Статьи

Про машинку Тимкена и онлайн тестах масла

Часто на просторах всемирной сети Интернет можно увидеть сравнительные тесты моторных масел, которые выполняются с использованием вот такого оборудования, которое на одном известном сайте можно встретить под наименованием "Машина для испытания на износ смазочного масла".

Машина для испытания на износ смазочного масла

Сразу следует пояснить, что такая «машина» может быть использована только для сравнительной оценки противозадирных свойств жидких смазочных материалов (в частности, трансмиссионных масел, и при чётко отработанной методике) и к тестированию моторных масел (а именно противоизносных и противозадирных свойств моторных масел) не имеет никакого отношения.
Совсем никакого отношения!

Несколько аргументов

Во-первых, методика проведения теста (которую обычно демонстрируют «исследователи») не позволяет получать воспроизводимые результаты. А воспроизводимость результатов является одним из главных условий любого эксперимента, тем более триботехнического, если мы хотим сделать адекватные выводы о свойствах смазочного материала.
Во-вторых, во всем мире для предварительного тестирования противоизносных свойств жидких и пластичных смазочных материалов в лабораторных условиях используется широко известная машина Берледжа (предложена в 1935 г.), она же четырёхшариковая машина трения. И несмотря на почтенный возраст, эта машина до сих пор применяется. Например, в спецификации RN0700 для моторных масел D551994 – тест по определению противоизносных свойств масла на стандартной четырехшариковой машине трения.
Ещё примеры использования четырёхшариковой машины трения для тестирования моторных масел.
Это можно считать минимально необходимым тестом противоизносных свойств моторных масел. Четырёхшариковая схема машины позволяет получать воспроизводимые результаты, а современные модификации таких машин дают возможность наблюдать в динамике изменение основных триботехнических параметров (момента трения, коэффициента трения, температуры) при непосредственном тестировании масла.
В-третьих, моторные масла проходят несколько этапов тестирования, в частности: лабораторные тесты на машинах трения, на отдельных ресурсоопределяющих трибосопряжениях двигателя (подшипник скольжения, кулачок-толкатель, кольцо-цилиндр и др.), стендовые моторные испытания на полноразмерных двигателях с измерением износа деталей, эксплуатационные (полевые) испытания и др.
В-четвёртых, иногда данную машину некоторые «исследователи» называют машиной трения Тимкена. Взгляните на оригинальную конструкцию машины Тимкена и, как говорится, всё будет понятно без слов. Ничего общего.
[А.К. Зайцев. Основы учения о трении, износе и смазке машин, часть IV, Машгиз: 1948 г.]
Для любознательных читателей рекомендуем справочник [Комбалов, В.С. Методы и средства испытаний на трение и износ конструкционных и смазочных материалов : справочник / В. С. Комбалов ; под ред. К. В. Фролова, Е. А. Марченко. — Москва : Машиностроение, 2008. — 383 с.], в котором они смогут увидеть многообразие машин трения, используемых для трибологических исследований, в том числе и масел.
Научно-технический центр ООО «ТД Технохим Групп»
tehno@tehnohimgrupp.ru
2024-08-30 10:25 Колонка ведущего инженера Relynolli