Статьи

Классификация масел по API

В мире, где автомобильные технологии развиваются с каждым днем, качество моторного масла играет жизненно важную роль в поддержании эффективности и надежности двигателей. Стандарты, разработанные Американским нефтяным институтом (API), устанавливают критические параметры для классификации масел, обеспечивая их соответствие высоким требованиям современной автомобильной индустрии. Поговорим подробнее о том, как классификация API влияет на выбор масла для различных типов двигателей.

Определение и история API

American Petroleum Institute является организацией, которая определяет стандарты качества в нефтегазовой отрасли. В контексте моторных масел, спецификация API определяет требования к уровню эксплуатационных свойств масел в зависимости от типа двигателя. История развития стандартов API началась еще в 1940-х годах, когда впервые возникла необходимость в унификации требований к моторным маслам для различных типов двигателей.

Расшифровка классификации масел по API

Классификация масел по API включает в себя различные категории, которые обозначаются буквами от SA до SN и SP для бензиновых двигателей, а также от CA до CK-4 для дизельных. Расшифровка этих обозначений моторного масла по API несет в себе информацию о том, как масло было протестировано, какие условия оно способно выдерживать, и как оно защищает двигатель от износа, коррозии и отложений. Моторные масла, имеющие двойное обозначение, например, SN/CF относятся к универсальным и могут применяться как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.

Детальный анализ масел для бензиновых двигателей

SN
Стандарт SN введён в 2010 году. Продукция этой серии помогает экономить топливо и обеспечивает защиту для турбокомпрессоров, поэтому рекомендована для использования в автомобилях с турбонаддувом, а также совместима с системами нейтрализации отработавших газов
SM
Стандарт был одобрен в 2004 году. Используется в многоклапанных и турбированных двигателях. Ее главные достоинства заключаются в обеспечении защиты от окисления и избыточного износа.
SL
Масла стандарта SL разрабатывались в соответствии с экологическими стандартами 2000 года. Зачастую используются в автомобилях, работающих на обедненных топливных смесях.
SJ
Несмотря на то, что выход этой категории состоялся аж в 1995 году, такие модели масел до сих пор используются в легковых автомобилях и малых коммерческих транспортных средствах.
SH
Выпущенные в 1993 году, они также до сих пор используются в современных машинах. Их состав включает добавки, которые продлевают срок службы двигателя.
SG
С 1988 по 1995 год масла этой серии использовались в автомобилях на неэтилированном бензине.
SF
Пользовались популярностью с 1981 по 1989 год. Выделялись отличными характеристиками для своего времени.
SE
Устаревшая категория, которая выпускалась между 1971 и 1980 годами.
SD
Были в обороте с 1968 по 1971 год, использовались в легковых и грузовых автомобилях.
SC
Вошли в обиход у автовладельцев в 1964 году и вышли в 1967.
SB
Один из устаревших классов, распространенных в 30-х годах, однако использовать его можно и сегодня при рекомендации от производителя.
SA
Устаревшая категория.
API в моторном масле Релиноли

Особенности масел для дизельных двигателей

CA
Использовались в 40-50х годах в двигателях с легкими и средними условиями работы.
CB
Модель, введенная в 1949 году, отвечающая военным стандартам США MIL-L-2104A, предназначена для двигателей в условиях умеренной эксплуатации.
CC
Очередная устаревшая на сегодняшний день категория, которая была введена в 1961 году.
CD
Качественные и надежные масла, появившиеся в 1955 году, защищают от износа и нагара.
CD-II
На сегодняшний день не используются, были введены в 1985 году для устройств, соответствуют всем стандартам предыдущей категории.
CE
Появились в 1983 году и использовались в мощных турбированных двигателях и двигателях с дополнительной компрессией.
CF
Используется в устройствах с непрямым впрыском с 1994 года.
CF-4
Введены в 1990 году для устройств, работающих на высоких скоростях.
CF-2
Применяется в тяжелых двухтактных дизельных двигателях - CF-2 с 1994 года.
CH-4
Стандарт введён в 1998 году. Масла предназначены для высокооборотных четырёхтактных дизелей.
CI-4
Стандарт 2002 года. Предназначены для двигателей с системой рециркуляции отработавших газов (EGR).
CJ-4
Стандарт 2006 года. Масла с повышенной термоокислительной стабильностью для двигателей, имеющих систему рециркуляции отработавших газов, сажевый фильтр, могут предусматривать увеличенные интервалы замены.
CK-4
Относительно новый стандарт 2016 года. Для двигателей с современными системами нейтрализации отработавших газов, имеют улучшенную защиту от окисления, стабильные вязкостные характеристики.
Стандарт API

Классификация масел для двухтактных двигателей

TA
Используется для двухтактных двигателей небольших моторизованных устройств, таких как мопеды, газонокосилки и аналогичное оборудование.
TB
Предназначены для смазки маломощных мотоциклов и мотороллеров.
TC
Масла для двухтактных наземных двигателей, подходят там, где требуются характеристики по стандартам API-TA и API-TB.
TD
Специализированная смазка для двухтактных двигателей, используемых в подвесных лодочных моторах.

Роль API в классификации трансмиссионных масел

Трансмиссионные масла также подпадают под стандарты API, которые оценивают их способность минимизировать износ и тепловое разрушение в условиях высоких механических нагрузок. Классификация таких масел позволяет гарантировать долговечность и надежность трансмиссионных агрегатов, что особенно важно для автомобилей, эксплуатируемых в сложных условиях.

Взаимодействие классификаций API, SAE, ILSAC, ACEA

API, вместе с другими международными стандартами, такими как SAE (определяющий вязкость масел), ILSAC (разрабатывающий стандарты для легковых автомобилей в Северной Америке) и ACEA (Европейская ассоциация производителей автомобилей), создает комплексную систему классификации масел. Эти стандарты дополняют друг друга, предоставляя полную картину характеристик масла, что помогает автовладельцам сделать осознанный выбор.

Новые классы масел и их значение в автомобильной индустрии

С развитием автомобильной технологии и ужесточением экологических норм, требования к моторным маслам постоянно меняются и усложняются. В ответ на это API постоянно обновляет свои стандарты, вводя новые классы масел, предназначенные для современных двигателей. Например, недавно был представлен класс с маркировкой "SN Plus", который предназначен для снижения низкоскоростного предвестника детонации (LSPI) в турбонаддувных бензиновых двигателях. Этот феномен может привести к неожиданному и разрушительному повреждению двигателя, и новый класс масел разработан, чтобы минимизировать эту проблему.
Классы, такие как "SP" и "SN Plus", обеспечивают не только повышенную защиту двигателя, но и включают улучшенные свойства масел для совместимости с современными технологиями очистки выхлопных газов и для поддержания эффективности каталитических нейтрализаторов. Это показывает, как индустрия масел адаптируется к постоянно растущим требованиям автомобильной промышленности и экологическим стандартам, поддерживая высокую производительность и надежность автомобилей в изменяющихся условиях эксплуатации.
Введение новых классов масел API не только улучшает характеристики смазочных материалов, но и демонстрирует готовность отрасли активно реагировать на новые вызовы, связанные с защитой двигателя и окружающей среды.